2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом

"Деревня абсурда"

12 Сентября 2001

Открытие самого первого "Киношока" режиссировал Вадим Гемс. На текущем, юбилейном "Киношоке", он снова на прежней должности. Сегодня Вадим Гемс делится с ЮГАми своими мыслями об абсурде, Анапе, прошлом, настоящем и будущем "Киношока" и о своем месте в нем.

Не хочется употреблять слово "шок", но некое абсурдистское начало во всем происходящем имеется. Предполагалось, что фестиваль будет экологичным, близким к природе. Без ложного пафоса. Практически так и произошло. Здесь все как в настоящей деревне. Простота, открытость. Я был на пресс-конференции, смотрел, как ругались между собой критики. Типичная деревня - чья-то корова зашла в чужой огород, кто-то спер соседского гуся.

Мы пытались и пытаемся создать территорию внутренней событийности. Мы пытаемся поразить людей, которых в принципе трудно чем-нибудь поразить. Наши киношники эгоистичны, каждый себя считает миром, космосом, началом и концом кино. В кино очень много фальши, а здесь она постепенно сходит на нет. Здесь свои вещички у всех на виду. Постирал - повесил. Киношники возвращаются из своего мира в человекозначимую среду.

"Киношок" идет как не надо, но идет по своей внутренней драматургии. Очень многое не получается. КПД очень низкий. Открытие получилось не совсем таким, как мне виделось. В природу вписать церемонию не получилось. Зато пафоса, за исключением президентских посланий, не было. Но это естественная и неизбежная вещь. Как твой паспорт, как мой звонок домой, узнать, как мама, как дела у моей Жучки.

Я вообще не сторонник проведения фестиваля на курорте. К сожалению, или к счастью, у нас уже все с "Киношоком" идет по накатанной. Хотя очевидно, что для нормальной работы фестиваля нужно строить фестивальный центр. Да, есть курортный Каннский фестиваль, который начинался с деревни. Но они деревню подтянули до уровня фестиваля, а у нас пока происходит с точностью до наоборот. Здесь ничего нет. Я хотел выступить на банкете после открытия, сказать: "Чего радуетесь, здесь же нет ничего знаменитого, ничего интересного!". У города нет своего лица. Это деревня, плоскость, с огромным количеством разделительных заборов. С отдельными домиками. Это похоже на саму жизнь. А фестиваль призван объединять. То, что есть сейчас - это бледный намек на фестивальный центр. Хочется многое здесь отменить, а что - никто не знает. Хочется оторвать людей от тарелок, от постоянной еды и питья, как это сделала певица Неда. Должна произойти дискуссия по поводу фестиваля. Надо определиться с приоритетами. Что самое важное: люди, программа или, собственно, кинематограф. Надо, чтобы мухи были все же отдельно от котлет.

Фестиваль в свое время начинался очень легко. Сейчас он на переломе - пора остепениться, вылезти из стоптанных тапочек. Отметили, погуляли, выпили - а дальше что? Надо, чтобы "Киношок" завелся и поехал. Как говорил Маршак: "Настоящие стихи от ненастоящих отличаются, как поезд груженный от пустого".

Вроде все на кинофестивалях есть, поезд идет, громыхают на стыках колеса. А внутри - пустота. Одни свалились, другие просыпались, третьи отцепились. Пока реально есть только мощнейший локомотив - Ирина Шевчук.

Вижу ли я себя в этом фестивале в дальнейшем? Не знаю. Я хочу снять кино. А здесь слишком много хорошего странного. Если мы на следующий год поедем еще в один санаторий - это бред. Мы что - санаторно-курортная команда? Хотя некий исходный элемент абсурда мне, как прирожденному провокатору и селекционеру, безусловно, близок. Нужно стремиться создавать провокационные ситуации. Моя мечта - создать свой фестиваль. Мне бы хотелось свезти кинотусовку на необитаемый остров, обуть звезд в сапоги, закопать на острове еды, поставить хорошую аппаратуру. И чтобы жили все там, как минимум две недели. Тогда они так нафестивалятся, что, может быть, поймут, наконец, - что такое кино. На фестивалях часто теряется самое главное - искренность.

Что делать? Может быть, надо менять каждый год команду организаторов. Надо искать новые формы. Нужно стараться быть восприимчивым к критике. Очень здорово, что в этом году есть жюри, состоящее из бывших председателей. У меня есть идея идти в этом направлении и дальше. Надо создать клуб председателей. Чтобы в него вошли председатель совхоза, председатель кооператива, председатель ассоциации тюрем юга Кавказа. И чтобы эти люди сидели и обсуждали кино.

Однако, если говорить в целом, мы с Александром Афанасьевым согласны с одним нобелевским лауреатом, считавшим, что "Если из человека убрать все недостатки, то его просто не будет". Так и с фестивалем.

Записал Александр Астахов, журналист еженедельника "Молоток", работник пресс-центра "Киношока" и наш друг

Александр Астахов



Вернуться к списку