2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2002Статьи
Шок от кино? Дубль второй

Шок от кино? Дубль второй

11 Сентября 2002

Способы шокировать окружение, как известно, каждый избирает свои. Коллективный нарушитель дремотного настроения последних теплых деньков курортного сезона в Анапе -  «Киношок» - делает это вполне профессионально: периодически колесят по городу автобусы разного размера, а в окнах – до боли знакомые лица, которые привычнее видеть на экране. Пешеходы и зеваки с любопытством провожают автобусы взглядом, в надежде увидеть своего кумира.

Разместился  фестиваль в новейшем пансионате Анапы «Фея», прямо на морском берегу. В спешке достраиваемая «Фея» днем похожа местами на руину, но ночью с побережья ее корпуса  действительно напоминают освещенные фонариками домики эльфов. При ярком солнечном  свете иллюзию сказочности разрушают недостроенные коттеджи и  завалы строительного мусора, впрочем, тщательно огороженные стеной, которую «звезды» тут же разукрасили граффити с автографами. После чего этот громоздкий архитектурный нонсенс превратился в раритет. Возможно, стену впоследствии разрушат и распродадут по фрагментам. 

Удивительно, однако, морские купания постепенно оказываются «за скобками» фестивальных событий. И вовсе  не потому, что у полосы прибоя море все больше напоминает Саргассово или прохладные зеленые щи (из-за обилия водорослей). Просто плотный график фестиваля не оставляет времени на блаженную праздность. Фестивальное житье-бытье по-прежнему разнообразят различные «выездные заседания». Вчера участники феста оказались перед сложной альтернативой – конная прогулка или экскурсия в аквапарк. Впрочем, даже такие экстремальные вылазки с шоковыми впечатлениями (у окружающих и участников) по остроте и накалу эмоций не могут сравниться с ежедневными обсуждениями конкурсных картин – тут разгораются очень острые дискуссии. Вчера кинокритики выставили «гамбургский счет» создателям фильма «Ковчег» - режиссеру Юрию Кузину и продюсеру – Сергею Члиянцу.

Спрос с  Юрия Кузина был у «шоковцев» особый: не так давно его короткометражка «Левша» была «открыта» именно на «Киношоке», а потом захвалена в Канне.  В новую, «полнометражную» категорию Кузин перешел с явными потерями. Его  «Ковчег» -  экранизация повести Геннадия Шпаликова «Причал». Юная и прекрасная провинциалка Катерина (Карина Разумовская) влюбляется по уши в шкипера средних лет (Евгений Сидихин) который  в свою очередь мучительно пытается разобраться с собственным прошлым – бывшей женой Кэт (Ирина Шевченко), нашедшей нового «папу» его сыну Алеше. Как пояснил автор сценария и режиссер картины (Кузин), ему очень хотелось понять, как шпаликовские герои смогут выжить в современной «кислотной» среде.

Выяснилось: никак. При транспонировании светлой «моцартовской атмосферы» «шестидесятничества» в плотную реальность современной Москвы, возникает ощущение, что над мироощущением Шпаликова совершено насилие. По признанию режиссера, после просмотра картины в зале, он испытал ощущение полного провала, словно, что-то не состоялось. Честно говоря, зрители вышли после фильма приблизительно с теми же впечатлениями, но чистосердечное «признание» автора растрогало всех: даже самые жесткие критики начали сглаживать острые углы своих выступлений и пытаться найти в картине то, чего в ней нет. Очень своевременно кто-то процитировал строки самого Геннадия Шпаликова: «Никогда не возвращайся в старые места».      

По окончании дискуссий, те, кто дождался, смогли принять участие в «Открытой ночи на видео» на веранде «Приюта комедиантов». В ночь с 9-го на 10-е сентября тут была  показана конкурсная программа Первого Международного Каннского (с одним «н»!) видео фестиваля 2002 года. Этот первый и пока единственный фестиваль видео состоялся ровно месяц назад в городке Канске (Красноярского края). Для информационного показа на «Киношоке» представлены 24 короткометражки (общая продолжительность показа 1 час 31 мин.). Хотя многие из фильмов  опираются на вполне традиционные литературные произведения:  «Ликбез» (1. «Преступление и наказание», 2. «Война и мир». 3. «Анна Каренина»),   режиссер Виктор Давыдов, Екатеринбург, 2000 – фильм, пересказывающий содержание трех великих произведений за   1мин. 16сек.; Хармс «Реабилитация», 2000 – продолжительностью 8 мин. 19 сек. Это преимущественно работы поисковые, новаторские, «альтернативные» во всех смыслах.  

   ***
Сегодня «Киношок» выехал в «Узбекский дворик» - в шатры на пляже - кафе «У Рустама», где всем актерам и актрисам «дали по шапке», точнее – по тюбетейке. Организаторов к тому же обрядили в расшитые халаты. Членов жюри также одарили расписными тюбетейками и кисетами. Председатель оргкомитета фестиваля Сергей Новожилов предусмотрительно напомнил присутствующим, что узбекские картины в конкурсе участия не принимают, а потому подарки не должны расцениваться, как подкуп жюри. Актрисы были более эмоциональны в проявлениях благодарности – они гурьбой кинулись целовать спонсора.

Представьте себе состояние восточного мужчины, которого одновременно целует с десяток прекрасных дам, среди которых Лариса Лужина, Наталья Аринбасова, Светлана Немоляева, Раиса Недашковская, Светлана Суховей, … А Лариса Голубкина, спев романс, поставила спонсора на колени (в прямом смысле). Словом, «отюбетеили» всех «звезд». А еще пообещали большинству из них организовать матримониальные отношения – кого  женить, кого выдать замуж, а Георгию Жженову и Владимиру Зельдину  и вовсе пригрозили - «умыкнуть» их в Ташкент (прямо в подаренных халатах и тюбетейках). 

Веселью не помешал ливень, который то и дело срывался с небес и с купола шатра. Ничем-то  шоковую команду не смутить. Разве что картинами …

Ирина Зубавина



Вернуться к списку