2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2002Статьи
Пусть подольше не гаснет свеча на большом именнинном столе

Пусть подольше не гаснет свеча на большом именнинном столе

11 Сентября 2002

В сентябре в Анапе широко и торжественно справляют именины любимых всеми фильмов. Это уже стало хорошей традицией Открытого фестиваля стран СНГ и Балтии. В разные годы здесь поздравляли с днем рождения «Кубанских казаков», «Офицеров», а на  11 фестивале сразу два именинника – 40 лет исполнилось со дня выхода на экраны, пожалуй, самых  жизнерадостных  фильмов отечественного кинематографа – музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» и  35 лет веселой истории о «Кавказской пленнице» Леонида Гайдая.  

10 лет назад, в Санкт- Петербурге, «Кавказскую пленницу» поздравляли с 25-летием. Тогда на празднике отсутствовал только Фрунзик Мкртчан. Все остальные создатели картины были живы, полны сил и новых творческих планов.

Леонид Гайдай пообещал снять фильм с участием незабвенной троицы – Никулина, Вицина и Моргунова, а так же Саши Демьяненко и Наташи Варлей.  Что-то вроде «Кавказской пленницы- 2». Но, планам не суждено было сбыться.

Один за другим от нас ушли Леонид Гайдай, Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Георгий Вицин, Александр Демьяненко. Сейчас из создателей картины в живых остались только Владимир Этуш – «товарищ Саахов» и Нина Гребешкова – медсестра психбольницы, куда привезли «троицу». Но приехать на праздник в честь з5-летия фильма им не позволили здоровье и возраст. И так получилось, что «Кавказскую пленницу» представляла в Анапе только Наталья Варлей, которая несмотря на прошедшие годы по-прежнему смотрится «комсомолкой, спортсменкой, красавицей». Свой творческий вечер она приурочила к именинам картины, которая остается такой же молодой, как  сама Наташа…

Она очень волновалось. И встречу со зрителями начала с песни и стихов, посвященных памяти ушедших друзей. « Пусть подольше не гаснет свеча на большом именинном столе…», пела Варлей,  и голос ее слегка дрожал. Сидящая на первом ряду Лариса Голубкина, пошла к сцене с букетом, и когда  актриса наклонилась, чтобы взять его, шепнула ей на ухо: »Наташа, не переживай, все просто замечательно!» 

Все действительно было замечательно. Наташа рассказывала забавные истории, связанные с созданием фильма, читала свои стихи и  пела.  Ее поздравляли друзья- актеры, кубанские художники подарили картину о природе Кавказа с пожеланиями, чтобы «Кавказская пленница» навсегда оставалась у нее в плену. А губернатор Архангельской области Анатолий Ефремов сказал, что специально приурочил свой отпуск к именинам любимого фильма и приехал в Анапу, чтобы встретится с Натальей Варлей. Оказалось, что в юности архангельский губернатор был сельским киномехаником, и «крутил» это кино землякам сотни раз. И сейчас, когда плохо на сердце, он берет кассету с фильмом, смотрит ее и жить становится легче. 

Наталья Варлей стояла на сцене, усыпанная цветами. Красивая, молодая, счастливая. Ее «Кавказская пленница» с нами была, есть и будет. До юбилейного вечера актриса принципиально не встречалась с журналистами, но после торжеств корреспонденту «РГ» удалось  взять у нее интервью

- Наташа, ваша судьба и судьба «Кавказской пленницы»  – яркий пример того, как органично и естественно  фильмы и их создатели из прошлого века вписываются в бурный ритм 21 века.

- «Кавказская пленница»  - это отечественная киноклассика, поэтому фильм будет, я уверена, интересен и современен всегда. Что касается моей личной судьбы, то здесь сложнее. В последний раз я снималась в  1993 году у Павла Арсенова в «Волшебнике изумрудного города», где сыграла сразу две роли – злой и доброй волшебниц. После этого перечитала десятки сценариев – и отказалась от предложений. Я не люблю «чернуху». А все, что предлагалось, было из этой категории.

Сейчас, к счастью, кино, как и общество, начинают выздоравливать. Появляются хорошие фильмы,  сделанные в традициях отечественного кино, а не в попытках слепого копирования не самых удачных западных аналогов. Надеюсь, что и у меня появятся новые, интересные роли. Но ничего загадывать не берусь. Знаю только одно: я буду сниматься только в том фильме, который мне покажется интересным.

Я человек самодостаточный: пишу стихи и песни, у меня вышло несколько поэтических сборников и компакт-дисков, играю в антрепризе – спектакль по пьесе Задорнова «Прелести измены» с успехом идет  в Москве и в российских регионах. У меня замечательные сыновья - Василий и Саша. Старший дизайнер, а младший – будущий кинооператор. Так что я не из тех женщин, для которых творчество значит больше, чем семья и дом. Но дети мне помогают, так что мы «творим» нередко вместе.

- Вы снялись в 61 фильме,  некоторые из них  вышли в бывших советских республиках, но две ваши роли – Нины в «Кавказской пленнице» и Панночки  в «Вие»  помнят и знают абсолютно все.

- Да, это абсолютно полярные роли. «Вий» - первый советский «ужастик». Это я сейчас понимаю, что играть нечистую силу в храме – большой грех. А тогда на роль Панночки попала, скорее из-за своего циркового прошлого. Ведь мне пришлось буквально пируэты исполнять в гробу. Странно, когда гроб становится рабочим местом, но я была девочкой, которая входит в темную комнату. Многого тогда не понимала. «Вий» принадлежит перу великого Гоголя, я его часто сейчас перечитываю, о многом  размышляю.  Вокруг нас много загадочного и мистического, хотя то, что писали в газетах, о том, что я своей судьбой расплачиваюсь за роль, которую исполнила в «Вие», в основном, выдумки журналистов. Мне и сегодня постоянно звонят, просят дать интервью для «Оракула» или «Темной власти». Я естественно, отказываюсь. Потом читаю, что они сами придумали.

- Наверное, аура «Кавказской пленницы» сильнее, потому что ваша оптимистка Нина затмила роковую Панночку...

- Я очень благодарна судьбе за то, что она подарила мне «Кавказскую пленницу».
Все произошло, как это обычно бывает, случайно. Я окончила цирковое училище, была воздушной гимнасткой. Под куполом цирка однажды меня увидел режиссер Юрий Юнгвальд-Хилькевич  и пригласил сниматься в главной роли в своем фильме «Формула успеха». Мне было тогда 18 лет, а смотрелась на 14 лет. Такая пигалица должна была играть 24-летнюю диву. Конечно, режиссер понял, что как не гримируй, дивы из «циркачки» не получится. Ее замечательно сыграла Раечка Недашковская, а у меня в этом фильме эпизодическая роль. Но « Формула успеха»  проложила тропинку к Кавказской пленнице».

В это время как раз искали исполнительницу главной роли в комедии Леонида Гайдая и меня пригласили на пробы. В них участвовали тогда ,наверное, все молодые актрисы, но неожиданно выбрали меня. Сначала я даже хотела отказаться, потому что жалко было расставаться с цирком. Но  друзья убедили: представляешь, ты вернешься на арену,  и объявят: «под куполом цирка исполнительница главной роли в «Кавказской пленнице» Наталья Варлей!» Это стало решающим аргументом.

Я была уверена, что непременно вернусь в цирк, о котором мечтала с детства. Но все сложилось иначе.

- Со съемками картины Гайдая связано столько интересных историй. Вы не думаете написать об истории создания фильма.

- Да, я сейчас как раз пишу об этом и не только. Через мою жизнь прошло столько интересных людей, многих  уже нет в живых, мне хочется рассказать о встречах с ними. Я убеждена, что человек живет на земле, пока его помнят.

Вот так и Саша Демьяненко будет жить вместе с «Кавказской пленницей». И все остальные. Потому что фильм действительно замечательный.

Его 35-летие отметили в Анапе, а в ноябре памятный вечер пройдет в Москве. Так что здесь, на кинофестивале состоялась как бы генеральная репетиция. Сначала в армянском селе Гайкадзор, где местные жители подготовили мне сюрприз – Давид Самвел и Саркис выступили в роли «троицы». А затем в Анапе, в замечательном зале и на площади, где, кажется собрался весь город.

Фильм живет. Его любят. И кажется, что мне вместе с ним, стукнуло всего 35 лет…


Татьяна Павловская



Вернуться к списку