2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2002Статьи
Фестиваль: кино и не только

Фестиваль: кино и не только

14 Сентября 2002

«Киношок» продолжает свою работу в Анапе. Большинство участников склоняются к мысли, что именно «шоковости» фестивалю и не хватает. Хотя  конкурсная программа включает несколько картин, посвященных самым запретным проявлениям страсти – инцесту.  В  «Прикованном» Валерия Рыбарева (Беларусь) это чувства, едва не возникшие у героя к собственной дочери (впрочем, влюбляясь, он и не подозревает о кровном родстве). «Лунные поляны» (Игорь Минаев, режиссер с Украины, живущий во Франции представил свою картину созданную в копродукции России с Францией) – декадентский эстетский коктейль в декорациях ленинградских белых ночей – обоюдная страсть брата и сестры…

В день 3-4 конкурсных картины да несколько видеофильмов в  ночных инициативных показах -   не слишком насыщенная  программа для  фестиваля. Такой «облегченный» режим просмотров имеет очевидные преимущества: во время обсуждений картин, кинокритики уделяют много внимания каждой из них.

У теоретиков кино – свое понимание интересно проведенного времени: они в горячих дискуссиях ежедневно пытаются выяснить достоинства и недостатки конкурсных картин. Вчера, например, предметом обсуждения стали три работы: «короткометражка»  Василия Чигинского «Красный стрептоцид» и две полнометражных картины:  «Практика» Андрея Макарова и «Не плач!» Амира Каракулова (Казахстан).

Впрочем, и короткометражный фильм – поразил эпическим размахом и тщательной проработкой среды, чем обычно не «грешат» кинодебюты (тем более, снятые на очень небольшие деньги). Эта  картина, посвященная трагедии блокадного Ленинграда  (первая за последние 15 лет!),  снята на киностудии «Ленфильм». Режиссер рассказал, что бюджет ее не превышал бюджета 30-секундного рекламного ролика, но люди выложились.

Видимо, тема блокады затрагивает болезненные струны души у всех, кто принимал участие в создании фильма. Автор передает обыденность ужаса на войне, рассказывая простую историю. Мальчик ведет контуженого отца через замерзшую Неву в госпиталь, где работает мать – военный хирург. При этом автор, очевидно, движется в потоке кинематографических ассоциаций и отзвуков. По определению питерского кинокритика Ольги Шервуд: «Это во всех смыслах «ленфильмовское» кино, но кинематографично оно  по-советски: стилистически напоминает «Признание в любви» Ильи Авербаха».

А как по-новому снимать о войне? Она, ленинградка, пока не знает.
«Практика» (Андрей Макаров, Россия) - картина о безнадежной влюбленности пациента клиники для душевнобольных в студентку мединститута, пришедшую в клинику на практику. В картине мир «нормальных» людей с очевидностью противопоставляется миру сумасшедших, и оказывается, что мир «психов» человечнее. Миры эти оказываются замкнутыми, не допускающими взаимопроникновения. Снималась картина в реальной лечебнице, где режиссер провел три недели, выбирая «натуру». В картине использована музыка Игоря Зубарева ( пациента).

Есть настоящие пациенты и среди исполнителей (Один из них настолько поверил в собственные силы, ощутив себя актером, что у него появилась девушка – жизнь, можно сказать,  наладилась). Сам режиссер снялся в главной роли влюбленного Алеши Журавлева, страдающего  дислексией. И снялся весьма успешно. Настораживает, что в финале картины он «прописал» своему Алеше за его любовь двойную дозу транквилизаторов, практически обрекая его на смерть: не вылезай, дескать, в «чужой» мир. Герой возвращается в «психушку», под влияние  местной невротичной красотки, и на ее постоянный назойливый вопрос «Кто твоя любимая девушка?»   теперь уже вполне членораздельно отвечает: «Ты».

Настоящий фурор произвела казахская картина «Не плач!» (Амир Каракулов). Очень простая история:  потерявшая голос певица приезжает жить в аул к своей дальней родственнице, где самоотверженно и безуспешно пытается спасти смертельно заболевшую 7-летнюю племянницу. Решившись от отчаяния на нелогичный шаг, она пытается спасти малышку силой искусства – исполняет арию Баттерфляй, при этом вновь обретая утраченный голос.

Столкновение в картине условного (опера - самое условное из искусств) и безусловного ( реалистическая стилистика, приближенная к репортажной) возымело  необыкновенное воздействие – катарсис у всех присутствующих на просмотре. Впервые критики проявили удивительное единодушие. Однако, некоторым из них показалось, что размеренное «вглядывание» в детали повседневной жизни на протяжении большей половины картины, имело не столько медитативное, сколько усыпляющее действие. Впрочем, у каждого из нас свои «колыбельные» фильмы…

11 сентября состоялся «круглый стол» кинокритиков «Глобализация культурных процессов и особенности развития национальных кинематографий». Приятно отметить, что в ходе оживленного обсуждения состояния и  перспектив национальных кинематографий, известный кинокритик и большой друг украинского кино Александр Шпагин выделил украинский национальный кинематограф  как единственный, который  прекрасно  вписался в процессы глобализации и сообщил, что на НТВ современные украинские фильмы неизменно набирают рейтинг. Успешно прошла презентация профессионального периодического  издания – журнала «КИNО-КОЛО» в  рамках «круглого стола».

Исходя из предположения, что талантливые люди талантливы во всем, краснодарский художник  Сергей Воржев провел сеанс одновременной работы кинозвезд на 15 холстах. Каждому из них представилась возможность  не только написать маслом картину (которая, если и не попадет на Сотби'с, то уж точно украсит галерею в Краснодаре), но и расслабиться, получая удовольствие от работы с красивым материалом и от общения с талантливыми коллегами (представьте скопление «звезд» в небольшом холле, уставленном мольбертами!).

Перед началом работы «мастер-класса» состоялось ритуальное посвящение в художники. Для высвобождения скрытых творческих возможностей претендентам в «авангардисты» приняли по глотку медовой настойки («авторского» продукта Сергея Воржева) из аптекарской бутыли огромных размеров с надписью, как и положено по-латыни: «In vinа veritas».

Покуда одни с увлечением нарушали девственную белизну холстов, другие с не меньшим удовольствием фиксировали этот завораживающий процесс на пленку, лавируя с кинокамерами и фотоаппаратами между мастерами кисти. Молдавский режиссер Николай Гибу занялся боди-артом, расписав масляными красками бирюзовую футболку Ларисы Лужиной (уточним, что футболка была надета на Ларису Анатольевну, которая в это время создавала на полотне собственную красочную композицию).

От начальной мизансцены (мольберты, расставленные в холле, кисти, краски, а в  воздухе носится запах растворителя…) до финальной фазы размазывания остатков красок по палитрам и отмывания тел от ярких пятен, не попавших на холст – три часа. Удовольствия – море. Ожидается «дубль второй» по заявкам «шоковцев». Когда просохнут масляные краски, состоится вернисаж «Киношока», где жюри конкурса назовет имена победителей.   

Ирина Зубавина



Вернуться к списку