2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2002Статьи
Вино, кино и принцип домино

Вино, кино и принцип домино

15 Сентября 2002

"Надену я белую шляпу, поеду я в город Анапу," -  отрешенно напевали в начале сентября многие кинематографисты. И слово свое, однако, сдержали. Пусть не конкретно в белых шляпах, а в тюбетейках, кепках и панамках, но подтянулся кинематографический люд в благодатный Краснодарский край на  двенадцать дней со всех концов бывшего Союза ССР, царство ему небесное…

А "Киношок" жив…Содружество творческих личностей, мастеров экрана, оказалось куда прочнее пресловутого политического альянса. И язык искусства более доходчив для людей, чем переговоры политиков и дипломатов. Похоже, древняя Горгиппия (прежнее название Анапы) сегодня единственно возможное место, где могут вволю пообщаться Ивар Калниньш и Георгий Жженов, Инна Макарова  и Рустам Сагдуллаев, Расим Балаев и Рубен Геворкян, Светлана Суховей и Никола Гибу, Мая Аймедова и Раиса Недашковская – и так далее по списку бывшего Союза кинематографистов СССР.

Без битья в грудь, без разрывания рубашек учредители и организаторы этого праздника (в этом году творческому центру "Киношок" помогали многие, в том  числе и Минкульт РФ), в одиннадцатый раз шокировали кинообщественность своей целеустремленностью и верностью делу. Под знамена Виктора Мережко, Ирины Шевцовой и Сергея Новожилова с огромным удовольствием собрались их коллеги.

Другое дело, что рассыпавшаяся в  одночасье карточным домиком великая держава повлекла за собой печальные изменения в культурном пространстве дружественных республик, которое в ряде случаев напоминает сегодня голую пустыню…По закону домино разрушились национальные кинематографии многих республик, и только теперь начинают приходить в себя от летаргического перестроечного сна,  искать собственный язык, современный и адекватный национальному мироощущению.

Очень символично артистов поселили в недостроенном коттеджном пансионате "Фея-2". На месте этого волшебного частного (!) имения раньше было болото, а нынче как грибы выросли симпатичные домики с самой современной "начинкой", прокладываются дорожки, спешно сажаются цветы и деревья…Нам как бы намекают, что новое кино нового века должно наконец воспрянуть из праха. Приобрести новые формы, гармоничные очертания и главное – прекрасное содержание.

Новое –  детская конкурсная программа "КИНО-малышок",  внеконкурсная программа фильмов, снятых на Кубани и на Украине, наконец, премия "Дива  Camay"  за лучшую женскую роль в телесериале (кулон из белого золота с бриллиантами в форме виноградной лозы.) Традиционное – программа полнометражных и короткометражных художественных фильмов,  встречи с артистами жителей кубанских станиц, юбилейные вечера, концерты, ночные бдения на видеопрограмме, посиделки и песни до утра во всех окрестных барах. Ну, а фильмы на "стройке" –  под стать кубанским винам – сухим, полусладким, крепленым, десертным, даже игристым. Но все-таки для внутреннего потребителя. Не на экспорт. Может, это и хорошо?

ДЕГУСТАЦИЯ 1
В конкурсе очень многого ждали от российской картины "Ковчег" Юрия Кузина по мотивам киноповести Геннадия Шпаликова "Причал". Именно по мотивам –  рассказ о любви юной провинциалки Кати (Карина Разумовская) к суровому шкиперу (Евгений Сидихин) получился весьма претенциозным и тяжеловесным. К прозе Шпаликова эта "кислотная" версия имеет такое же отношение, как Политех  60-х к ЛУКОЙЛу  2000-х.    А жаль  - потому как Кузина открыли в свое время именно на "Киношоке" – помните ленту "Левша", затем прогремевшую в Канне? После просмотра расстроился даже сам автор – он признался, что испытал дискомфортное состояние полного провала...

ДЕГУСТАЦИЯ 2
"Лунные поляны" Игоря Минаева, киевлянина, давно живущего во Франции, пожалуй, наиболее точно оправдал старое название фестиваля – "Киношок". Он посвящен отношениям, о которых не принято распространяться в приличном обществе. Блюстителей нравственности. Безусловно. Возмутит российско-французская версия греховной связи между братом и сестрой на фоне современного Петербурга.

Вслед за Лукино Висконти (вспомним его "Туманные звезды Большой медведицы") автор рассказывает о любви болезненной, роковой -  в таком же больном городе. Сюжет внешне незатейлив: тридцатилетняя женщина приезжает хоронить свою мать и встречает на этом печальном ритуале брата, с которым ее связывали более, чем родственные чувства. Напряженный ритм, игра светотеней, изысканное световое решение заставляют вспомнить об эстетике Серебряного века – но в современной аранжировке, которая некоторым из нас может показаться нарочитой, искусственной. Даже фальшивой. Как и вера героев в то, что только талант оправдывает существование человека на земле,  без него жизнь не стоит ломаного гроша – все это наполняет игру главных героев Алисы Богарт из Театра Российской Армии и Андрея Кузичева ("Семейные тайны") особым нервом, "французским шиком"…И самоубийство героев кажется вполне закономерным поступком в череде безумных импульсов…

ДЕГУСТАЦИЯ 3
Фильм Валерия Рыбарева с Владимиром Гостюхиным в главной роли ( "Прикованный", (Беларусь) обещал стать сенсацией. Не стал, увы. Может. Все дело в том, что режиссер, вставший за камеру после антракта длиной в десять лет, в корне переделал сценарий Валуцкого "Дама с собачкой", выплеснув на экран свое гневное неприятие нового времени и его примет. А заодно, по его словам, объяснился в любви к старому советскому кинематографу. Рупором его идей служит герой Гостюхина, офицер, прошедший Африку и Афган, но сломавшийся  в мирной жизни. "Мой герой жаждет быть понятым, - говорит режиссер. – Это человек, которому надо выговориться."  Он не уходит ни в пьянство, ни в наркотики, ни в криминал –  просто удаляется от людей. Поселяется на берегу моря в заброшенном доме,  живет на случайные заработки, копя в душе печаль и разочарование в стране и любви (когда-то давно он провел четыре дня с прекрасной женщиной, которая затем его оставила).  Однажды к нему приезжает молодая скрипачка, которая неожиданно оказывается ее дочерью.. А он, прости Господи, чуть не переспал с ней…В одночасье у героя наступает прозрение и он бросается искать мать своей дочери. Как вы понимаете, ничего хорошего их этого не выходит… И в знак протеста  герой Гостюхина в очередной раз приковывается  к  решетке – на этот раз церковной ограде…

Действительно, монолог Гостюхина в финале – образец плакатной, в камеру, пропаганды. Становится неловко за великолепного актера, поверившего в столь сомнительную режиссерскую задачу… Хотя и тут есть свой плюс – не зря же артист заявил журналистам, что сейчас больше всего хотел бы избавиться от кондового имиджа Федора Ивановича из "Дальнобойщиков".  Что ж, это ему вполне удалось – только новый имидж вряд ли окажется удачнее. ". Сам актер тем не менее убежден:"Если мы не перестрадаем наше прошлое – не создадим новое. Нельзя двигаться вперед на неприятии прошлого." Актер признался, что ему было трудно работать таким прямым, "плакатным" языком: "Обычно я загружаю второй и третий план, а здесь работал прямым ходом. Это фильм без загадок, фильм прямого хода. И это жанр. Он может не нравиться, а может и трогать. Этот фильм обращен не столько к фестивалю, сколько к реальному зрителю". Другое дело – поймет ли зритель не из числа пожилых зюгановцев  обличительный пафос картины.

ДЕГУСТАЦИЯ 4
Картина Андрея Макарова "Практика" – дебют режиссера, который заодно и сыграл в ней главную роль душевнобольного. (кстати, профессиональных актеров в фильме всего двое, вторая – сердешная нянечка). Фильм снят чуть ли не с коленки в самом настоящем дурдоме с самыми настоящими больными в ролях пациентов. Весьма убедительными,  замечу.  Это история о безнадежной влюбленности Алеши Журавлева в студентку мединститута, пришедшую в клинику на практику. Два мира противопоставляются в картине – "нормальные" люди и "психи". И оказывается, что второй мир куда человечней. За свою любовь Алеша расплачивается здоровьем. А возможно и жизнью – ему врачи прописывают двойную дозу транквилизаторов. В картине, кстати, использована музыка пациента Игоря Зубарева. И  при всех заметных профессиональных огрехах, которыми критики нелицеприятно тыкали в лицо создателю на дежурной пресс-конференции,  лента подкупает мощным  гуманистическим пафосом и отличной актерской работой Макарова,  позволяет надеяться удачное профессиональное будущее его автора.

ДЕГУСТАЦИЯ 5
Приятным сюрпризом для киногурманов стала лента казахского режиссера Амира Каракулова "Не плачь!". Простая история о том, как талантливая оперная певица (Майра Мухамед кызы) возвращается в родной аул и пытается спасти заболевшую семилетнюю племянницу, приобретает черты чарующей притчи. Немалую роль в этом сыграл волшебный голос актрисы, исполняющей арию Баттерфляй, музыка Дж. Пуччини и великолепная операторская работа Мурата Нугманова.

ДЕГУСТАЦИЯ 6
Другие ленты конкурса – литовская "Аренда" (Кристьонас Вильджюнас), латвийская "По дороге уходя" (Виестурс Кайришс), эстонская "Сердце медведицы" (Арво Ихо ) украинская "Шум ветра" (Сергей Маслобойщиков) представили в общем-то узнаваемую добротную модель среднеевропейского кино с не очень внятным сюжетом и сглаженными, размытыми конфликтными линиями.

ДЕГУСТАЦИЯ 7
На этом фоне лента Ларисы Садиловой "С любовью. Лиля." подкупает своим ясным сюжетом, узнаваемыми реалиями российской провинции. Это история о том, как девушка Лиля любила, да замуж не вышла. Хотя очень хотела. Работница птицефабрики, она привыкла пользоваться куриными тушками вместо подарков и денег – и остается в своей вымышленном мире фантазий, где танцует в подвенечном платье со знаменитым пианистом. Надо ли говорить, что бедную Лилю регулярно оставляют сексуально озабоченные командированные и прочие пролетающие со свистом через российскую глубинку персоны, а пианист женится на совсем другой – но в том же платье, что так понравилось Лиле. Картина вызвали споры –  считать ли девушку с подобными отклонениями идиоткой, б…ью или феей. Вопрос...

К общему знаменателю журналисты так и не пришли. Мужчины, впрочем, склонялись к первой версии. Замечу однако, что бедной инфантильной Лиле явно не хватает о материнской заботы – она живет вместе с полоумным дедушкой. Эта лента закрыла собой огромную брешь в конкурсной программе, где блистательно отсутствовал жанр комедии. "С любовью.Лиля" - настоящая лирическая трагикомедия, вызывающая каждую минуту взрыв смеха – настолько невероятны похождения любвеобильной героини. И во многом заслуга тут дебютантки  Марины Зубановой, актрисы МТЮЗа, которую счастливо нашла для большого кино Лариса Садилова. Поверьте, это имя еще прогремит. По психофизике Зубанова – что-то среднее между Мариной Нееловой и Ириной Муравьевой. Наверное, именно этой ленте светит самое реальное прокатное будущее, во всяком случае телевизионное - на сто процентов.

ДЕЛИКАТЕСЫ
Это, безусловно, короткий метр. Среди любопытной программы короткометражных фильмов обратил на себя внимание "Взлет" (Кыргызстан-Казахстан) Марата Саракулу – история о том, как человек из-под земли поднимается в небо. В прямом смысле – на дельтаплане. И "мир опять предстанет странным, закутанным в цветной туман" – блоковская метафора обретает реальные черты6 ч\б пленка переходит в цвет. Картина с большим философским потенциалом. Очаровательная первая лента дебютантки Ларисы Бочаровой "Завтра день рождения" – о мироощущении девушки-подростка.

Ужасает и подавляет, а затем и очищает своими мрачными кадрами зловещий "Красный стрептоцид" – рассказ о потерянном в ледяные блокадные дни детстве, об ужасе мертвого города и непохороненных мертвецах. Блистателен Юозас Будрайтис в "Последнем вагоне" Аудрюса Стониса – горькой истории разрыва между отцом и ребенком, подсмотренным в маргинальном мире отверженных. Наконец, удивляет "Старичок с ноготок" – Александра Карпиловского и Юрия Морозова – новелла о мальчике, который смог найти себе друзей и обрести свой взгляд на мир лишь на одном из московских кладбищ. Картина звучит мощным предупреждением  миру живых взрослых, в котором  герой Яниса Цорна обречен на смерть – он носитель ВИЧа.

ДЕСЕРТ
На "сладкое" нам в Анапе предложили вечерние показы на  Театральной площади (кстати, бесплатные), ночные видеопоказы, концерты, юбилеи фильмов "Кавказская пленница" и "Гусарская баллада" (35 и 40 соответственно), концерты, общение анапчан с артистами ".  В кубанских станицах  заслуженных и народных принимали с исключительным хлебосольством. Скромная 350-тысячная Анапа продолжает свое тайное соревнование с лощеным Сочи за звание "русского Канна" и вполне возможно, победит. Здесь как-то душевнее. И светская жизнь во время фестиваля не табуирована закрытыми   VIP-вечеринками в элитных ресторанах, а роскошно плещется в череде дневных и ночных приемов-вылазок  киношоковцев к братским диаспорам – греков, армян, братьев-казаков,  джигитовкой на лошадях и кувырканием в аквапарке, отдыхом в дастархане - узбекском дворике "У Рустама"   и т.п. Там, кстати, всех артистов "отюбетеили", а особо заслуженных и "охалатили", а г-н Мережко наконец-то  завел себе официальный гарем – в число любимых жен попали Наталья Аринбасарова, Лариса Лужина, Светлана Немоляева, Лариса Голубкина…)

А сбор винограда? А сладостная дегустация на двух винзаводах? А конкурс тостов, в котором грузинов посрамила украинка Недашковская?  А танец в чане во со свежесобранным золотым виноградом? В нем победили гибкие Елена Тонунц и Карина Разумовская. И не отведать сей нектар было, поверьте, просто нельзя. А вечера Ларисы Голубкиной и Натальи Варлей? А спектакль студентов Светланы Крючковой "Домой" по пьесе Разумовской – о беспризорных детях, который перевернул сердца зрителей? А… много чего еще… Но…

ЛОЖКА ДЕГТЯ
Без нее же никак. На этот раз праздник кино омрачился циничным ограблением народных любимцев – Юрия Яковлева и Светланы Крючковой. У них унесли деньги из номера. Бог судья таким  "поклонникам". А артисты все-таки впали в шок – увы, не творческий. Но на то она и жизнь, а не кино. У нее своя шоковая терапия – чтобы мир мармеладом не показался.

Р.S. Решение жюри (см.ниже) кое-кого привело в состояние ступора.. Если в отношении картины "Не плачь!" мнения критиков были более-менее солидарны, то торжество "продвинутых"  "Лунных полян" заставило критиков чесать в затылке. Что это, сон? – спрашивали они. И сами отвечали: нет,  мамочка, а просто торжество инцеста на детском курорте. Если так пойдет и дальше, то на следующем "Киношоке" можно ждать картину о нелегкой судьбе российских педофилов. Впрочем, вы ведь хотели шока – получите.   

 


 


Наталья Боброва



Вернуться к списку