2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2003Статьи
В Кубанской мозаике снова казаки

В Кубанской мозаике снова казаки

11 Сентября 2003

"Киношок", наряду с невольно возникающей ностальгической нотой, вызывает и оптимистические настроения. Фильмы, которые раньше в своих республиках знал лишь определенный контингент, под анапским небом открываются всем желающим. И речь не идет о национальном восприятии либо размежевании по географическому признаку. В Анапе встречаются те, кто после развала СССР уже не ощущает своей причастности к одной большой семье.

Город-курорт отличился в сентябре 2003-го. Анапа встретила кинематографистов северным ветром и дождем, а церемония открытия "Киношока-2003" под открытым небом на Театральной площади грозила обернуться экстремальным мероприятием. В тот промозглый вечер 6 сентября некоторые предпочли остаться в номерах и наблюдать за нашим триумфом в Венеции по теленовостям. В корпусах пансионата "Фея-2", где разместили участников и гостей фестиваля, самыми популярными предметами стали одеяла (которые позже подвозили в экстренном порядке) и кондиционеры, подающие тепло. Маняще-близкое море вдруг отдалилось от "Киношока". Но, как обещал Николай Олялин выключить дождь в час "икс", так и случилось.

На церемонии открытия красиво декольтированная гендиректор фестиваля Ирина Шевчук своим примером подвигла делегации дружественных стран-бывших республик бросить вызов непогоде. "Привет из солнечной Грузии солнечной Кубани" передал актер Баадур Цуладзе. Ия Нинидзе спела "Тбилисо", Ивар Калниньш представлял будущий вечер композитора Тихона Хренникова, также было обещано провести вечера памяти недавно ушедших Эмиля Лотяну и Евгения Матвеева.

На сцене появились делегации кинематографистов (от Ады Роговцевой и Ходжакули Нарлиева до "ментов" Нилова, Селина и Мельниковой) практически со всего постсоветского пространства, а белое полотно, натянутое над открытой эстрадой, преображалось путем технических ухищрений то в морские волны, то в бескрайнюю степь. Оглашенный наконец состав жюри основного конкурса сильно отличался от многократно заявленных ранее списков. На время фестивальной декады судьями избраны критик Юрий Богомолов (Россия), режиссер Актан Абдыкалыков (Кыргызстан), оператор Богдан Вержбицкий (Украина), сценарист Марина Мареева (Россия), актрисы Светлана Суховей (Беларусь) и Алина Кузнецова (Россия, Театр драмы, г. Краснодар), режиссер Лю Сяо Ван (Китай) и актер Ростислав Янковский (Беларусь). Главная же интрига насчет фигуры председателя жюри, чье инкогнито устроители фестиваля хранили до последнего, быстро разрешилась: на сцену пригласили писателя Виктора Ерофеева. Мастер пера был загадочен и порой изъяснялся странными эвфемизмами. Судить кино он обещал "объемно и пристрастно, чтобы выбрать те фильмы, что мы полюбим". А также восхитил присутствующих следующей фразой: "Большое спасибо свободной Кубани, с которой к нам пришла свобода, и мы стали многоразовыми странами". Но пальму первенства у автора "Русской красавицы" перехватил президент "Киношока" Виктор Мережко, на финальных аккордах церемонии вместе с Ириной Шевчук выпускавший голубей в хмурое ночное небо. На сцену пернатых
принесли детки, которых Мережко приветствовал фразой, обращенной к залу: "Видите, дети и голуби, не голубые, а голуби". Держа птичку в руках, он сообщил, что "они такие тепленькие, что и отпускать их не хочется".

Тем не менее, XII "Киношок" открылся. На последовавшем затем банкете президент фестиваля водил председателя жюри от стола к столу, неизбежно расширяя круг знакомств писателя. За Ерофеевым следовала юная жена Евгения, фотограф по профессии. Фотожурналистам в объектив и Мережко, и Ерофеев дружно показывали фиги.

Кстати, на открытии также на пафосной ноте было сообщено о решении губернатора Краснодарского края Александра Ткачева о съемках фильма "Кубанские казаки-2". Клара Лучко и Владлен Давыдов римейк не проигнорируют. Продюсером вызвался стать Марк Рудинштейн, а сценарий будущей народной ленты, по слухам, принадлежит Марине Мареевой, входящей в состав большого жюри. Молва гласит, что съемки начнутся уже 12-13 сентября в городе Курганинске (где восстановили знаменитую арку из первого фильма, у которой уже фотографируются счастливые горожане), а премьера должна состояться в день Праздника урожая в следующем году. События в будущей ленте будут происходить в 70-е годы, на смену Гордею Ворону и Галине Пересветовой придут новые молодые председатели. Мареева была очарована людьми Кубани, и одного из героев "списала" с 29-летнего главы района.
Опять же по слухам, некоего польского интеллигента может сыграть Олег Янковский. Последний вместе с Марком Рудинштейном на днях прибыл в Анапу. А у отца-основателя "Кинотавра" с губернатором Кубани есть и другие дела: очередной фест детского кино "Кинотаврик" в этом году должен поменять прописку – вместо Сочи он поедет в Краснодар.

Между тем в кинозале соседнего пансионата "Джемете" вовсю шли приготовления к программам "Без кинопленки" (новинка фестиваля), конкурсным программам коротко- и полнометражных фильмов. В кинотеатре "Октябрь" заработал конкурс фильмов для детей и юношества "КиноМалыШок", в жюри которого председательствует Елена Санаева. Впереди программа, посвященная 40-летию Высших курсов сценаристов и режиссеров. В день, когда солнышко наконец заглянуло в Анапу, кинематографисты отправились на традиционный сбор винограда. Свой антрепризный спектакль "Все, все, все" привезли на "Киношок" Татьяна Васильева и Валерий Гаркалин. Уже показаны и вызвали неподдельный интерес две короткометражки из программы "Кино без кинопленки" - "Постельные сцены" Кирилла Серебренникова и "Другой район" Александра Шейна. Обе картины входят в сериал под общим названием "Список влюбленных РФ", авансом презентованный проект (в производстве по заказу ТНТ) еще на Берлинском кинофестивале этого года.

Дабы русское присутствие в Венеции было прочувствовано в Анапе сполна, продемонстрировали новоиспеченного победителя – "Возвращение" Андрея Звягинцева. Волею судьбы в этом году в Анапе присутствуют оба российских фильма-победителя Венецианского смотра. В конкурсе короткометражек на нынешнем "Киношоке" российско-азербайджанского производства картина "Нефть" режиссера Мурада Ибрагимбекова, получившая "Серебряного Льва" в Венеции. А в основном конкурсе среди 11 картин Россию представляет "Последний поезд" Алексея Германа-младшего, удостоенный спецупоминания жюри в конкурсе дебютов. 

Так что по-домашнему демократичный "Киношок" никоим образом не отрывается от мировых тенденций, подчас напоминая извечную истину о том, что "новое – хорошо забытое". В стандартный советского образца кинозал смотреть кино "на цифре" и на пленке регулярно захаживают Сергей Юрский, Валентина Теличкина, Наталия Аринбасарова и многие другие наши актеры и режиссеры.

Бурную дискуссию вызвала трагическая картина (не без света в конце туннеля) Сакена Нарымбетова "Молитва Лейлы". Картина этапная, знаковая для казахского кино, в которой эпичность повествования (действие происходит в 60-е годы в Семипалатинском районе Казахстана, где регулярно проводятся испытания на ядерном полигоне) реально захватывает и рождает параллели с античной трагедией. Историческая драма "Имена в граните", ставшая кинодебютом известного эстонского театрального режиссера Элмо Нюганена, в своей стране по кассовым сборам обогнала "Титаник", "Властелина колец", и "Гарри Поттера" с "Гладиатором". Военно-патриотический фильм о рождении нового государства (действие происходит в 1918 г.) стал крупнейшим эстонским игровым фильмом за последние годы. И вполне достоин показа в школах на так называемых уроках мира, они же уроки истории. Есть национальная гордость, и есть цена свободы и для маленькой нации, и для маленького государства, считает Элмо Нюганен. Картина его выдержана в несколько плакатно-приглаженной тональности, оставаясь при этом эмоциональной, искренней, с хорошими лицами молодых актеров (сказывается театральный опыт режиссера).

Пока что на полпути фестиваля среди лидеров также можно отметить две узбекские картины, уже премированные и "засвеченные" на других смотрах – сатирическую трагикомедию "Товарищ Бойкенжаев" Юсупа Разыкова и мелодраму "Мальчики в небе" Зульфикара Мусакова. А впереди украинский "Мамай", уже купленный для проката за рубежом, с которым связывают надежды на возрождение поэтического кинематографа. И "Ангел справа" Джамшеда Усмонова, снятый в копродукции Таджикистан-Италия-Франция-Швейцария. И многие другие картины известных и начинающих режиссеров.
Итоги соревнования между которыми станут известны поздно вечером 14 сентября.


Ксения Дагорова



Вернуться к списку