2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2003Статьи
"Киношок" выезжает к станичникам и строит некоторые прогнозы

"Киношок" выезжает к станичникам и строит некоторые прогнозы

16 Сентября 2003

Несмотря на уверения местных жителей и пресс-проводника фестиваля, что погода непременно должна улучшиться, холод в Анапе невероятный и постоянно моросит дождь. Радости это не приносит никому, разве что некоторую выгоду непогода принесла кустарным вязальщицам, безуспешно пытавшимся все лето продать свои изделия на близлежащем рынке. В связи с погодными условиями "шоковцы" раскупили их шали, которые стали едва ли не самым модным "прикидом" феста. Уступают они по популярности лишь клетчатым одеялам, в которые не замедлили закутаться те, кому шалей не досталось – одеяла, прямо-таки из нашей пионерской юности, украшены бирками, гласящими "Одеяло полушерстяное, арт.02Д29Г, размер 140х205, сорт первый", согревают хрупкие плечи режиссеров и актрис. Некоторые взяли спасительные согревающие одежды и на прогулку в станицу Гастогаевская, куда отправились самые отважные – влаго- и морозоустойчивые.

Жители станицы Гастогаевская, встречая гостей фестиваля в местном доме культуры, заняли почти все места в зале, а потому актерам, не вышедшим на сцену, пришлось стоять в проходах и под стенками – очевидно, для удобства собирателей автографов. При такой оригинальной мизансцене состоялся импровизационный концерт: Сергей Юрский читал стихи Пушкина, Светлана Зеленковская (Анастасия Слуцкая) пела белорусские народные песни; Виктор Мережко, облаченный в черно-красный наряд вальсировал с Ириной Шувчук в бело-голубом одеянии. Выступил впервые за 12 лет посетивший "Киношок" Андрей Мартынов (старшина Васьков из фильма "А зори здесь тихие…") – он приехал в Анапу "отогреться" прямо с Ладоги, где снимается в новом фильме "Богатство" (по Пикулю). Юрий Чернов, возглавивший КиномалыШок, пел, очевидно, в предчувствии расставания, "Первым делом – самолеты. Ну а девушки? А девушки – потом". Рафаэл Кутандян (Армения) – главный негативный персонаж "Гардемаринов", самый злонамеренный и подлый визирь Паша из "Роксоланы", повешенный в 50-й серии фильма, поделился воспоминаниями, как ему случайно удалось избежать реального удавления во время съемок, а потом почитал стихи Саят-Нова в оригинале и в переводе Брюсова. Наталья Аринбасарова поздравила всех присутствующих с 60-летием освобождения Кубани от фашистских захватчиков. В зале присутствовал участник боевых действий по освобождению станицы Гастогаевская - Борис Иванович Шевчук – отец Генерального директора фестиваля.

После того, как Владимир Ступин "завел" зал, исполнив попурри из песен Антонова с подтанцовкой из "группы поддержки", объявили выход патриарха фестиваля – Владимира Зельдина, который спел песню о Мосвкве Тихона Хренникова из фильма "Свинарка и пастух". Спел своим голосом, без "фанеры" и станцевал для большей убедительности: актер, более 60 лет назад сыгравший ясноглазого горца в картине Ивана Пырьева "Свинарка и пастух", до сих пор в прекрасной форме. "Под занавес" Мережко с казаками спели украинскую песню под несмолкающие аплодисменты. После столь теплого приема артистов, шокирующее запомнилась неожиданно услышанная фраза юноши, который пояснял своему приятелю, как узнавать актеров: "актеры – это те, кого сопровождают люди с рациями". Люди с рациями – члены оргкомитета кинофестиваля – двигались в толпе хаотически, что затрудняло незадачливым киноманам "распознание" знаменитостей. Фраза заронила шоковое сомнение: да знают ли молодые люди в лицо "звезд" отечественного экрана?

Как бы там ни было, традиционная поездка в станицу Гастогаевскую, как всегда стала одним из самых ярких впечатлений Киношока, не считая, конечно же, кино. К сожалению, большая часть фильмов программы "Киношока-2003" была уже представлена на Кинофоруме стран СНГ и Балтии и на фестивалях разного ранга, в том числе – на Московском и Венецианском. Но некоторые знакомые картины предстали в новых версиях: Ирина Евтеева представила улучшенную версию своей картины "Петербург": некий киновед проникает в некую виртуальную реальность, где миф Петербурга складывается из многих мифов культуры. Смелость автора в том, что, она наводняет картину разнородными образами – анимационными, поэтическими, кинематографическими, насыщает пространство фильма разнофактурными фигурами, соединяя Петра I, Башмачкина и современного компьютерного гения, воссоздающего мир на грани катастрофы … Персонажи сменяют друг друга, словно в вихре маскарада. По сравнению с 52-минутным вариантом, который демонстрировался на XXV ММКФ, усовершенствованная картина стала короче на 600 метров (25 минут) и значительно лучше, что не замедлили признать все критики, имевшие возможность сравнить обе версии. Однако вследствие сокращения, "Петербург" попадает в номинацию короткометражных лент, где реальные шансы на победу есть практически у половины представленных работ. Это и "Великан" (Александр Котт, Россия), "Маме" (Душан Глигоров, Россия), "Прогулка" (Блия Колесник, Россия), монтажный фильм "Нефть" (Мурад Ибрагимбеков), получивший Серебряного Льва на Венецианском кинофестивале. В число основных конкурентов среди короткометражек попадают фильм "Мясо" (Вячеслав Росс, Россия) и "Папа" (Алексей Росич, Украина). К лидерам соревнования следует отнести и весьма профессионально выполненный фильм Дениса Карро (Россия) "Купание красного коня" о превращении слабого аутсайдера в скинхеда, по сути, выглядит как заказная работа, романтизирующая силу, поясняющая и оправдывающая становление тоталитарного сознания.

Как известно, прогнозы – дело неблагодарное. Однако, похоже, в номинации полнометражных картин повторяется ситуация 2000-го года, когда основными претендентами на победу стали режиссеры Юсуп Разыков (Узбекистан) и Джамшед Усмонов (Таджикистан). Три года назад Гран-при достался Юсупу Разыкову, а первое место - Джалишату Усманову. В конкурсе этого года трагифарс о строительстве интернационального кладбища, выросший из партийных анекдотов советского времени "Товарищ Бойкенжаев" Юсупа Разыкова и "Ангел справа" Джамшеда Усмонова - своеобразный парафраз "Калины красной", перенесенной на почву Таджикской культуры- вновь серьезно соперничают в борьбе за "Золотую лозу".

Уже отмеченная на Кинофоруме "Молитва Лейлы" Сатыбалды Наримбетова (Казахстан) – тоже в числе фаворитов феста. Действие фильма разворачивается неподалеку от Семипалатинска. В судьбе героини картины - юной Лейлы – отчетливо прочитываются страдания изнасилованной казахской земли. Ведущая ежедневных пресс-конференций по фильмам, известный кинокритик Ирина Шилова назвала событием фестиваля артхаусное кино из Украины – картину Олеся Санина "Мамай". Но сразиться "Мамаю" предстоит с таким серьезным соперником, как фильм, уже награжденный дипломом жюри Венецианского фестиваля дебютному фильму - "Последний поезд" Алексея Германа младшего. Заснеженное, стылое пространство войны, в котором блуждают потерянные персонажи – русские, немцы. Черно-белая картина, выросшая из дипломной короткометражки, очень напоминает стилистически "папино" кино Алексея Германа старшего, но одновременно демонстрирует влияние Ремарка, Белля, "Записок врача" Михаила Булгакова.

При таком большом числе реальных претендентов на победу, любопытно, что наибольший ажиотаж вызывали обсуждения картин, которые попадают в разряд не столько фестивального, сколько "народного" кино. В первую очередь, это, снятые по государственному заказу фильмы исторические, созданные в поиске национальной самоидентичности. Подобное напряжение исторической памяти можно считать лейтмотивом нынешнего Киношока. Яркие примеры: эстонская лента "Имена в граните" (Элмо Нюганен) и белорусская "историческая романтическая легенда", как определил свой фильм "Анастасия Слуцкая" режиссер-оператор Юрий Елхов.

Ради справедливости следует отметить, что столпотворение журналистов на обсуждении "Анастасии Слуцкой" было вызвано в первую очередь присутствием красавца-стрептизера, законного супруга Натальи королевой – неотразимого Сергея Глушко, известного определенным слоям молодежи под "ником" Тарзан. Впрочем, кинокритикам среднего возраста Сергей Глушко, как оказалось, был вовсе не известен, во всяком случае до того, как сыграл язычника в фильме Юрия Елхова. Сам актер посоветовал запомнить имя "Сергей Глушко" и отказался отвечать на бестактные вопросы журналистов. К таковым он отнес вопрос о количестве съемочных дней, а на замечание настырного газетчика о полоске загара по границе нижнего белья, за актера ответил режиссер: "Думается, мужчина не обратил бы внимания на подобные мелочи". Тогда уж журналистка Катерина Тарханова обратились к исполнительнице роли Анастасии – Светлане Зеленковской с чисто женской заинтересованностью: какой тушью и помадой пользовалась героиня, ибо не размывалась эта косметика ни при падении с коня в лужи, ни при купании в реке. Такой уровень вопросов вполне соответствовал уровню драматургии фильма и функциональности героини в картине: похоже, в самых сложный ситуациях ей не чем заняться, кроме смены туалетов и причесок.


Ирина Зубавина



Вернуться к списку