2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2004Статьи
Виктор Мережко: "По очередям за колбасой не тоскую"

Виктор Мережко: "По очередям за колбасой не тоскую"

22 Сентября 2004

Сегодня в Анапе завершается 13-й открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок". О его истории и о своей судьбе в кино рассказал президент фестиваля, известный сценарист и телеведущий Виктор Мережко.

– Не так давно ваш коллега Марк Рудинштейн – глава сочинского фестиваля – заявил, что закроет свой "Кинотавр" . За тринадцать лет существования "Киношока" у вас возникали подобные мысли?

– В какой-то момент мы действительно уставали добывать деньги – это же дело очень трудное. "Кинотавр" с этой проблемой год от года сталкивается, Рудинштейн вот уже не выдержал. Но в Анапе сейчас ситуация как-то стабилизировалась: нас частично поддерживает государство, частично Краснодарский край, а частично мы сами попрошайничаем. Мы с этим смирились: понимаем, что деваться, в общем-то, некуда. Ведь фестиваль как ребенок: ты за него болеешь, переживаешь, поддерживаешь его – и морально, и материально. И совсем неважно, тридцать ему лет или сорок, он все равно остается ребенком.

– Было время, когда картины в конкурс международного "Киношока" поставляла только Россия. Тогда не опускались руки?

– Честно говоря, начинали мы это все как шутку: "Киношок" – шокирующее кино. Было безумное время: в год снималось, если вы помните, около 500 фильмов, снимал кто хотел и что хотел. Позже, когда мы сформулировали название нашего слета по-другому – "Фестиваль стран СНГ и Балтии", тогда и задачи у нас появились более серьезные, потому что наступил голод, и пришлось побегать за фильмами. Тогда было стыдно даже работать в кино. Сегодня Россия снимает много фильмов, но это, к сожалению, уже поточное производство. Другая ситуация в странах нашего ближайшего зарубежья. Замечательно работают казахи, прибалты – у них есть так называемый штучный товар. Понимаете, мне кажется, в странах бывшего СССР наступил период ответственности, а в России – период массового производства. А в массовом производстве есть опасность загубить кинематограф. Конечно, появляются и жемчужины в песке. Мы большие надежды возлагали на Светлану Проскурину (она привезла свою картину "Удаленный доступ" к нам прямо с Венецианского кинофестиваля) – ее кино выбивается из потока.

– Этот фестиваль носит несколько ностальгический характер. Эльдар Рязанов мне недавно говорил о том, что скучает по СССР. А вы?

– Наверное, да. Мне нравилось то единое пространство, которое у нас было, – духовное и культурное. Вот я смотрю на то, как европейские страны объединяются в Евросоюз, и думаю: ведь это же не только для того, чтобы ввести общеевропейскую валюту, но еще и для того, чтобы народы чувствовали себя более защищенными в различных экстремальных и бытовых ситуациях. И уверяю вас, пройдет несколько лет – и обязательно появится кинофестиваль стран Евросоюза (по образу и подобию "Киношока"). Вот в этом смысле у меня есть, конечно, и ностальгия по СССР, и чувство радости от того, что сюда, в Анапу, приезжают коллеги из ближнего зарубежья. Но сказать, что я тоскую по очередям за колбасой, не могу. Мне печально и горько, что была развалена великая держава, и сейчас мы имеем раздрай, конфликты, войны внутри бывшего Советского Союза. Это печально и может привести к нашему абсолютному разъединению. А наш фестиваль (прошу прощение за пафос), пожалуй, единственное мероприятие, которое пытается сохранить это духовное и культурное пространство.

– Недавно вы как-то обмолвились, что "Киношок" наконец из фестиваля для пенсионеров превращается в международный форум. Что вы имели в виду?

– Контингент стал моложе. Людей моего поколения (тех, кому за 50) сейчас в кино все меньше. Поэтому мы стараемся подбирать в программу фильмы молодых. Раньше старались привозить в Анапу по большей части старых советских артистов, а сейчас их здесь раз-два и обчелся. Теперь здесь больше молодежи, ребят, которые только через пять–семь лет станут, дай бог, знаменитыми. В этом смысле фестиваль сильно помолодел, изменился и его дух. Все стало проще, демократичнее, и это прекрасно! У нас здесь нет понятия "ВИП-персона", все абсолютно равны. Когда мы куда-то выезжаем – на различные мероприятия в округе, – я сижу вместе со всеми в автобусе (как правило, на заднем сиденье), и в самолете у меня нет привилегий – я точно так же, как все, лечу в эконом-классе. Не потому, что я себя не уважаю! Я себя очень люблю! Но "Киношок" демократичный фестиваль, и если я начну выпендриваться, то потеряю свое лицо, а я этого очень не хочу.


Мария Дубова



Вернуться к списку