2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
«Ну и пусть будет нелёгким мой путь…»

«Ну и пусть будет нелёгким мой путь…»

18 Сентября 2007

 Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова. Критики обычно разделяют фильмы этого режиссёра на «авторские» и «прокатные». Некоторые (и, наверное, создатели тоже) склонны считать, что «Груз200» относится и к тем, и к другим. Поэтому интервью сводятся к выяснению, как именно определить новый фильм, а также к тому, чтобы «подловить» режиссёра на использовании образов и приемов для привлечения публики. Алексей Балабанов и сам никогда не оспаривает того, что коммерческий успех важен, но сказать, что его фильмы не авторские, довольно-таки сложно.
     Алексей Балабанов всегда снимает то, что ему интересно. Правда, он называл «Брата» халтурой, способом заработать деньги, но тут, наверняка, была доля кокетства. Образ героя нашего времени Балабанов продолжает развивать в последующих фильмах, его модель (и, наверное, идеал) была найдена в «Брате».  Историческое время, настоящее или прошлое, и человек в нем – материал, с которым работает Балабанов. «Тактика шока» в монтаже – его индивидуальный почерк.
     Шокирующая провокационная жестокость, кажущиеся шаблонными персонажи и создаваемые образы, использование ненормативной лексики, - пестрая сторона картины, за которой скрывается антропологический интерес автора к поколению 80-ых годов. Это время и люди в «Грузе 200» выглядят нарочито бездуховными, жестокими и фальшивыми. К примеру, милиционер-извращенец, мучающий дочку отъевшегося председателя райкома партии, или молодёжь, вынужденная зарабатывать себе на жизнь, алкоголик, мечтающий построить на кусочке земли свой город-солнце. В картине чувствуется внутренний ритм. Популярные шлягеры 80-ых («В краю магнолий», «Плот», «Вологда», «Трава у дома») акцентируют кульминационные моменты и кажется, что именно это небанальное наложение звука на изображение проявляет личное авторское отношение к персонажам и событиям. Жена приезжает к убийце своего мужа и хладнокровно стреляет в него из ружья под оптимистично-печальное пение Юрия Лозы, главный герой предательски уезжает с места преступления под курортное веселье группы «Ариэль», а смена политического строя определяется появлением новой музыки – групп «Кино» и  «ДК».
     Интересно разобраться, кто является главным героем картины. «Я снимаю не жанровое кино. В моих фильмах всегда есть главный герой. И этот главный герой движется по жизни. С ним что-то происходит, что-то случается. Это — основной драматургический принцип», - так говорит Алексей Балабанов. Здесь «по жизни» движется – Артём, заведующий кафедрой научного атеизма, обаятельный интеллигент средних лет.  Когда он сталкивается с трудной ситуацией: видит, что в милицейский УАЗ заталкивают невиновного знакомого ему человека, он проезжает мимо и позже отказывается стать свидетелем в суде. Если сравнить его с героями практически всех предыдущих фильмов режиссера, то необычным покажется, что здесь Балабанов берёт отрицательного персонажа проводником фильма. Значит, его мысль состоит в том, что не было другого пути, кроме смерти для той эпохи.
       
Ирина Боричева


Ирина Боричева



Вернуться к списку