2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
Грузинское кино о русско-чеченском конфликте

Грузинское кино о русско-чеченском конфликте

18 Сентября 2007

Новая картина грузинского режиссера Алеко Цабадзе, получившего известность в годы перестройки после ленты «Пятно», называется «Русский треугольник». Он стал едва ли не первым за последнее время грузинским фильмом в основном конкурсе Московского фестиваля и, более того, получил Специальный приз жюри.

Возможно, главная причина успеха ленты на ММКФ в том, что она рассказывает о Чечне – точнее, о том, как русско-чеченский конфликт скрыто продолжается в уже, казалось бы, мирное время в Москве. Впрочем, подобная ситуация, по мысли режиссера, может произойти в любом другом крупном городе – недаром московские эпизоды «Русского треугольника» снимались в Киеве.

Молодой студент-практикант (Артем Ткаченко) – будущий юрист – начинает расследование серии убийств. Постепенно он распутывает сложный и противоречивый клубок, при этом остро переживая открывающиеся ему подробности дела. Все это, по закону детективного жанра, сопровождается насмешками со стороны «опытных» коллег, не верящих в успех молодого следователя. Не будем вдаваться в детали слегка запутанной фабулы, восприятие которой осложняется не всегда адекватным истории параллельным монтажом с большим количеством флешбеков. Достаточно сказать, что убийцей оказывается служивший в Чечне солдат (Константин Хабенский), ныне работающий грузчиком. Он мстит за брата, которому на войне выколол глаза русский учитель, ушедший к боевикам после того, как солдаты федеральных войск убили его жену-чеченку. Учитель тоже мстит, продолжая убивать русских. Разрешить конфликт практически не представляется возможным – только если один из этого треугольника случайно (или не совсем) погибнет, что и происходит в финале.

Картина Цабадзе смотрится с интересом – этого нельзя отрицать – хотя и не лишена недостатков: и в плане монтажа (что уже было отмечено), и с точки зрения верности выбранному жанру. Но в целом, фильм поставлен на хорошем профессиональном уровне – с крепкими актерами, довольно лихой операторской работой, точным музыкальным решением. Другое дело, что здесь нет никаких специфических черт грузинского кино, однако можно и хочется верить, что подобные работы закладывают некий фундамент для появления в будущем по-настоящему ярких национальных лент.  

При просмотре возникает мысль об известной спекуляции авторов на животрепещущей теме – но с другой стороны, любопытно и, возможно, не случайно и даже симптоматично, что за столь больной для России вопрос взялся режиссер из другой страны. И хотя он не первый (вспомним хотя бы «Войну» Балабанова), проблематика «войны после войны» в отношении чеченского конфликта, пожалуй, еще не была так основательно затронута в самом российском кино. В связи с этим очень интересно, как она представлена в фильме Никиты Михалкова «Двенадцать», полмесяца назад триумфально прошедшем в Венеции и на днях выходящем в российский прокат…

 

Денис Вирен


Денис Вирен



Вернуться к списку