2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
Взрослые игры в детское кино

Взрослые игры в детское кино

22 Сентября 2007

В рамках VI детского фестиваля «КиноМалыШок» в кинотеатре «Родина» прошли показы фильмов «Марфа и её щенки» (реж. Юрий Морозов) и «Потапов, к доске!» (реж. Александр Орлов). При сравнении выигрывает вторая картина. Оба фильма ставят два вопроса: о задачах современного детского кино и его качественном уровне.
     Вопрос о задачах больше относится к фильму «Марфа и её щенки». Картина состоит из трёх новелл, центральным героем которых является немецкая овчарка. Их герои при разных обстоятельствах берут себе щенков, родившихся от собаки по кличке Марфа. В фильме она не присутствует, она только несколько раз упоминается. В  новеллах собака изменяет судьбу героев.
      Первая новелла снята по мотивам пьесы «Ромео и Джульетта», где любовь собак разной породы, чуть было не оканчивается трагедией из-за вражды хозяев. Во второй - собака спасает мальчика, сбежавшего из детского дома, и помогает восстановить гармонию в отношениях персонажей. Третья новелла посвящена собаке и кино. Итак, судя по достаточно взрослым проблемам, затрагиваемым в картине, по тому, что вторая новелла сделана по мотивам комедии Антона Павловича Чехова, а третья – Юджина О’Нила, делаем вывод, что картина рассчитана на юношей и девушек, а не на подростков. Странно тогда, почему на неё не утверждён возрастной ценз, как, например, на фильм «Одиннадцать писем к Богу» (с 14 лет).    
Второй фильм «Потапов, к доске!», как раз, рассчитан на подростков определенного возраста:13-14 лет. В нем рассказывается о первой влюбленности школьника, её зыбкости. Ради того, чтобы привлечь внимание одноклассницы, главный герой предпринимает разные попытки: один раз он становится «художником-постмодернистом» и устраивает собственную выставку. Поучиться мастерству он отправляется на выставку современного искусства. На экране – картины авангардистов, графические рисунки. Упоминается имя Ван Гога. Понятно и без режиссерских объяснений: это должно вызвать у аудитории интерес к изобразительному искусству.
     Если принять версию, что аудиторией фильма «Марфа и её щенки» являются учащиеся младших классов, непонятны отсылки к литературной классике. Если только авторы хотят оставить в памяти зрителей сюжетную основу. Но все же версия, что фильм рассчитан на подростков старше 12 лет, не вяжется с тем, какие формальные приёмы используются. Также, продолжая говорить о целях, возникает вопрос: для чего снимать детский фильм? Александр Орлов, режиссер фильма «Потапов, к доске!» сказал, что сейчас почти не снимается детское кино. Что подрастающее поколение вообще ни разу не видело себя на экране. И целью его фильма было показать подросткам их самих. Фильм «Марфа и её щенки» явно не преследует эту цель.       
Фильм «Внук Гагарина» (реж.: Тамара Владимирцева, Андрей Панин), показанный 21 сентября, резко отличается от остальных конкурсных фильмов. В ней ставится проблема межнациональной толерантности.  35-летний художник Федор узнает, что в детском доме живет его родной брат Гена, который приходится внуком советскому космонавту Юрию Гагарину. Мальчик оказывается чернокожим, но это не останавливает Федора в его решении взять ребенка из детского дома. Их совместная жизнь оказывается непростой. Лучший друг Федора, который живет вместе с ним, – расист, но скоро он понимает, что цвет кожи не имеет значения. «Внук Гагарина» - очень точное название для истории, происходящей на экране. В фильме звучат слова: «Все мы – братья. Все мы – внуки Гагарина, и ты, и я».  Вновь встает вопрос: насколько понятен будет фильм детям и подросткам? Главная мысль, о том, что все люди – братья, проговаривается и разъясняется в фильме; становится понятным, что название «Внук Гагарина» - это образ. Один из способов донести свою мысль до юных зрителей - влюбить их в главного героя, что авторам картины не удается. После просмотра ребята говорили, что не сопереживали герою. Следовательно, драматургия и образы недостаточно проработаны, разъяснены для детей.
 О качественном уровне современных детских фильмов можно говорить, только посмотрев всю программу. В сравнении с советским кино эти фильмы явно проигрывают. Может быть, потому что нет хорошей, качественной драматургии и преобладающего стиля.

 


Ирина Боричева



Вернуться к списку