2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
АЛЕКСАНДР КОТТ: «Истории с многоточием»

АЛЕКСАНДР КОТТ: «Истории с многоточием»

22 Сентября 2007

- Что появилось первым в сценарии Вашего нового фильма? На чем он был основан?

- Первой появилась рыбка. Меня очень беспокоил момент, как же она там может жить во льду – это же просто нереально. Я увидел, как человек в зимнюю рыбалку поймал рыбу, кинул ее на снег и куда-то отошел. Через какое-то время она заледенела в образовавшемся куске льда. И я спросил у него – «А она там живая?».  «Конечно! Я приду домой, оттаю лед - и рыба окажется живой». И это как образ меня очень впечатлило – рыбка во льду. Ну, и, конечно, образ Мерилин Монро. Она меня всегда как-то завораживала, и я использовал вот эту аппликацию с задирающейся юбкой в фильме.

- Это, кстати, не цитата из «Голубого ангела» фон Штернберга? Перышки на фотокарточке певицы Лолы Лолы герой Эмиля Яннингса тоже сдувает, чтобы рассмотреть ее ноги…

- Может и оттуда, но я не сознательно копировал тот эпизод, он давно возник. Мысли летают в воздухе. Я вот сегодня посмотрел фильм «Они из мяса». А у меня тоже был похожий сюжет, как инопланетяне наблюдают за нами из космоса. Автомобильная пробка в мегаполисе. И они воспринимают эту пробку как единый живой организм.

- Ваша новая картина «Рыба» воспринимается зрителями по-разному. А что для Вас главная основа фильма?

- Главное в этом фильме – это холод. Лёд, который к финалу оттаивает. По ходу фильма он сковывает всё, а с наступлением тепла, появляется надежда. Кино, в целом, именно об этом. И, конечно, о маленьком взрослом человеке – этом мальчике.

- А надежда появляется только здесь, на краю мира? Эта отстраненность от внешнего мира специальна?

- Я хотел создать место вне контекста. Вне предлагаемых жизненных обстоятельств – здесь живут мать и сын, которых покинул отец. Они вместе, но они одиноки. Мальчик в итоге остается совсем один, но одновременно и составляет семью, теперь он хозяин в доме.

- Как считаете, кем станет мальчик, когда вырастет? Есть ли у данной истории какое-то продолжение?

- Изначально у этого фильма было два варианта. В первом мальчик уходил, но в итоге я решил оставить его на море. Он будто Маленький Принц, оставшийся на своей планете. И это место – всецело его. Когда-нибудь лед растает, появится много народа, затем закипит жизнь и, он, возможно, станет лодочником. Или спасателем. Или организует прокат лодок.

- А образы героев и пространство возникали спонтанно?

- Приходящее решение иногда становится интереснее задуманного изначально. Работая над фильмом «Пугало», я искал дом в степи. В результате не нашел, и решил, что это будет домик на колесах. Часто какое-то решение приходит уже во время съемок. «Рыбу» мы снимали в Сестрорецке, под Питером, на пляже. И там, через сто метров уже виднелись высотки.  Домик мальчика в фильме на самом деле - прокат лодок с кавказским кафе. Достаточно было обшить его, положить холодильник с кока-колой на пол и сделать из него диван. И это не только работа художника, но еще и воображения. Я снимаю кино, не думая о том, какой эффект от данного кадра я получу в результате от зрителя. Делаю это интуитивно. Если чувствую, что надо что-то менять в процессе, делаю это. Например, в одежде мальчика было важно, чтобы он был именно в этой шапочке. А потом сверху смотришь на полученный результат, и обнаруживаешь там какие-то новые образы, на которые при подготовке не обратил внимания.

- Как Вы сами понимаете для себя «Рыбу». Как лирическое кино? Трогательное? Поэтическое?

- Просто как притчу. Эта история вне времени, она происходит непонятно где и даже не совсем понятно, о чем она. То есть, на прямой вопрос, она не может конкретный ответ. Воспринимаю ее как историю с многоточием. Метафорическое даже.

- Можно ли снимать метафорические истории в рамках полного метра?

- Да, мне кажется, стоит этим заниматься. Но сейчас, когда человек заявляет, что он снимает поэтическое кино, возникает ощущение, что он сам себя обзывает. Слово «поэзия» немного опошлили, поэтому для меня существует кино «кинообразов». Например, фильмы Параджанова. Я бы даже назвал такое кино не «поэзией», а «песнью».

- А в современном российском кино есть тенденция подобных фильмов?

- В полном метре? Думаю, нет. Всё нацелено либо на фестиваль, либо на прокат. А то, о чем мы говорим, вне контекста. В основном, на зарубежных фестивалях представлены фильмы о взаимоотношениях мужчины и женщины. Например, фильмы о сексе в различных драматургических примерах. Или агрессивное молодежное кино. Если сейчас появится фильм в стиле Параджанова, я не уверен, что его будут смотреть.

- Западные короткометражные фильмы интересней, чем российские?

- И там хватает плохого кино, и здесь. Оно просто другое по ментальности. Сложно сравнивать, основываясь на современном материале. Есть очень хорошие работы грузинских режиссеров 60-х годов, а есть отличные первые фильмы Тима Бартона. Сейчас ситуация складывается такая, что заграницей смотрят короткометражки, а у нас нет.

- Нет интереса?

- Думаю, вопрос в коммерции. Например, во Франции есть кинотеатральный показ коротких фильмов. Даже если это приносит небольшие деньги. К тому же, французским актерам не платят гонорары за работу в короткометражных лентах, они делают это добровольно.

- Вам нравятся короткометражные фильмы других режиссеров?

- Они очень интересны, у меня даже есть подборка с разных фестивалей. Просто в нашей стране очень слабо развито поле для короткометражного кино. Короткий метр воспринимается зрителем как учебная работа. А есть режиссеры, которые все время делают только короткие фильмы.


Виктор Ян Прокофьев



Вернуться к списку