2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
Национальному кино нужен папа

Национальному кино нужен папа

24 Сентября 2007

Обсуждения вопросов национальных кинематографий на втором по счету круглом столе в рамках «Киношока» условно можно разделить на две части: дискуссия на тему актуальности и жизнеспособности понятия «национального» и печальные отчеты представителей стран бывшего Союза о происходящем у них кинопроцессе.
Значение термина «национальное кино», по мнению собравшихся кинематографистов, сегодня значительно трансформируется, изживаясь современной культурой,  и связано это, с одной стороны, с крахом Советской империи, а с другой - с вездесущими процессами глобализации. Киновед Ирина Павлова предположила, что к индустрии ставших самостоятельными стран также странно применять понятие «национального», как говорить об английском или немецком национальном кино. Ректор Высших курсов режиссеров и сценаристов Андрей Герасимов, отказав национальным фильмам с их местными историями и орнаментальными узорами на коврах в зрительском интересе, выступил за некий единый, глобальный и понятный всем киноязык. Ему возразили, что национальный кинематограф формируют ни на что ни похожее время и пространство, и привели в пример иранское, японское, корейское кино, которое не исключает ковры и узоры, но продолжает захватывать зрителя. Другие выступающие говорили о начинающем вызывать беспокойство соседстве понятий национального и национализма, особенно, в такой сложной и неоднозначной ситуации, когда национальное кино становится частью государственной политики.
Рассказы о существовании кинематографа на постсоветском пространстве за некоторым исключением звучали удручающе безнадежно. Усугубляет и без того сложное положение отсутствие государственной поддержки, добровольный отказ от собственного самостоятельного производства на территории страны, ориентация чиновников и режиссеров на крупномасштабные проекты, например, на создание «блокбастеров», стремление стандартизировать фильмы под голливудское кино и общее равнодушие зрителей. С этим сталкиваются в разных вариациях, с разной степенью тяжести и запущенности  кинематографисты в Армении, Украине, Белоруссии и Молдавии. И только, пожалуй, в Узбекистане, где, как выразился представлявший эту страну, «папа дает установку на пятнадцать фильмов в год, из которых два оказываются талантливыми» (какими оказываются остальные, к сожалению, он не уточнил), позволяет производству существовать более или менее сносно. Этой «папиной» поддержке позавидовали многие, выразив желание вернуться к подобному известному положению, даже несмотря на то, что оно связано с подчиняющей тоталитарной системой.

Лида Канашова



Вернуться к списку