2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом

ПОТЕРЯТЬСЯ

25 Сентября 2007

23 и 24 сентября были показаны десять короткометражных картин, которые завершили конкурсную программу «Шорт-Шока». Традиционно присутствующие игровые и документальные фильмы чередовались с анимацией, экспериментальными лентами и видеоартом. Пример последнего - «Фуга» Галины Мызниковой и Сергея Проворова, в которой иронически обыгрывается ситуация восприятия, в данном конкретном случае - восприятия классической музыки. Вместе со звуками органа на ряды поставленные в старом соборе начинает дуть ветер, от которого сидящие мальчики и девочки тщетно пытаются укрыться. Некоторые сразу готовы уйти, другие – пытаются все-таки дослушать концерт, игнорируя внешнюю помеху. С исчезновением ветра и завершением музыки, молодые люди дуют друг на друга, видимо, пытаясь вернуть сильные ощущения.
Отсутствие всякой иронии можно отметить в эксперименте «Пульс» Михаила Дубилета. В его фильме главным героем является видеокамера, переходящая из рук в руки. Молодые люди, к которым она попадает, само собой, сразу же начинают снимать. С полным отсутствием склеек и пауз. Подобный, уже достаточно известный  кинематографический прием использовался в «Русском ковчеге» Александра Сокурова и был освоен студией Бориса Юхананова. Но «Пульс» вызывает такой же интерес, как съемки чужой свадьбы, где горе-оператор забыл нажать паузу и невольно заснял все происходящее, включая вакханалии и коллективное пение под баян. Особо стоит отметить звуковое решение этой видеоработы - в финале нарочито и громко звучит речитатив неизвестной рэп-команды. Создается ощущение, что 15 минут экспериментального видео создавалось именно для ротации незамысловатого трека.
Игровая картина «Тася» Романа Артемьева – еще одна лирическая история с закрытым финалом, столь популярным у авторов короткометражных фильмов. Курсант, опоздавший на поезд, остается на ночь в глухой деревне у одинокой женщины, которая, конечно же, проявит к юноше не только материнские чувства. А он, конечно же, уедет от нее с прибытием следующего проходящего поезда. Несмотря на заложенную в фабуле драматичность, картина получилось несколько неровной: предсказуемой и слишком стандартной. Но старания режиссера стоит отметить – к художественному решению сложно придраться.
Более профессионально выглядит «Чернов» выпускницы ВГИКа Алены Давыдовой. Черно-белая новелла о транзите не только создает образ ночной жизни железнодорожной станции, но и пытается рассказать о ее обитателях. Через написанные не без юмора диалоги, героев и ситуации проявляется некая личная драма, с которой каждый из них смирился. И официантка, и пассажир, и старый интеллигент с термосом – все, как умеют, выживают в этом пустом и забытом зале ожидания города Чернова. Название фильма, кстати, очень оправдано стилистически – редкие огни станции и освещение намеренно создают атмосферу погруженности в черный-черный город, выбраться из которого сможет далеко не каждый.
Напоследок стоит упомянуть об эстонском фильме «Пришелец – спасение Валдиса в 11 частях». Ни одна короткометражная работа, представленная в конкурсной программе «Шорт-Шока», не напоминает эту комедийную картину о потере памяти и выпадении главного героя из реальности, в которой он просуществовал всю жизнь. Фильм о «белой вороне» снят в лучших традициях студии «Трома», специализирующейся на жанре trash. Под фортепианные пьесы Листа, Моцарта и Бетховена эстонский парень, потерявший память после удара лопатой по голове, пытается вернуться в компанию своих постоянно пьяных и матерящихся друзей. Эффекта, нужно заметить, не происходит. Человек, забывший, что такое пиво, бургеры, «трах», «крутые тачки» и «музон», уже вряд ли сам захочет вспомнить о ранее прожитых годах. Режиссер Расмус Мериву рассказывает историю вне дидактики. Он ироничен не только к миру молодых людей, живущих в провинциях Эстонии, но и к своему сценарию. Предваряя каждую главу прологами в стиле фонтриеровского «Догвилля», Мериву потешается над своим 22-минутным фильмом.
Возвращаясь к иронии, хотелось бы пожелать каждому режиссеру короткого метра не утрачивать ее, работая над своими первыми картинами.  

 


Виктор Ян Прокофьев



Вернуться к списку