2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2007Статьи
Две картины одного дня

Две картины одного дня

25 Сентября 2007

Из общего набора фильмов программы «Кино без кинопленки» хочется выделить игровую ленту «Рыжая и снег» Амета Магомедова, виртуозно снятую, отличающаяся динамичностью и свежестью, и документальную картину «Мать» Павла Костомарова и Антуана Каттина, представляющую собой серьезное исследование низовой реальности и человека в ней. Оба эти фильма были показаны в один фестивальный день.
Ограниченный стенами Щепкинского театрального училища мир в «Рыжей и снеге» наполнен по принципу брейгелевских «Пословиц» или «Детских игр» множеством действующих примечательных персонажей. Пока задумчивый, меланхоличный герой, которого играет Кирилл Тетенькин (чья проза легла в основу сценария), проходит по коридорам и аудиториям и пытается разобраться с собой и окружающим миром, этот самый окружающий мир в противовес его состоянию начинает проявлять невероятную витальность и активность. В актерском студенческом муравейнике постоянно что-то происходит, и все происходящее в нем только небольшой своей частью отражается в кадре, имеющем наподобие чемодана фокусника двойное, если не тройное, дно. Умело организованное пространство, в котором одновременно танцуют, выясняют отношения, пускают мыльные пузыри, читают девичий дневник, репетируют или обсуждают значимость Чехова, завораживает зрителя, становится важнее и интереснее, нежели сам ищущий смыслы герой.
Костомаров и Каттин, как и в предыдущей, более жесткой  картине «Мирная жизнь», обращаются к провинциальной, вернее деревенской жизни, но в центре повествования на этот раз не ситуация (сложнейшая и безнадежная ситуация противостояния), а – героиня. Люба, мать девятерых детей воспитывает их вдвоем со своей старшей дочерью, девушкой, рано осознавшей ответственность. Ее жизнь со всеми трудностями и возникающими проблемами, не имеющими прямых и однозначных решений или вообще не имеющих решений, показана без истерии и с явно читаемым личным авторским сочувственным отношением. Развитие сюжета напоминает разветвленную структуру, в которой некоторые линии отходят от главной, сохраняя с ней внутреннюю связь, делая более объемным саму историю и позволяя фильму выйти за жанровые границы портрета. Это и линия мужа ее дочери, севшего в тюрьму через некоторое время после свадьбы, и история мальчика Саши, сына одной из девушек, работающих в коровнике, который, похоже, не нужен никому, кроме искренне переживающей за всех Любы. Хотя, грубо говоря, в жизни героини все плохо и сама она признается, что не выдержит долго такой жизни, фильм не оставляет безнадежного и глухого ощущения. Может быть, потому, что героиня, действительно, как сказал Наум Клейман, не выглядит несчастной, а может потому, что отношение авторов к ней вполне выражено и зритель верит ему, этому отношению.

Прокат «Матери»

Антуан Каттин, один из режиссеров фильма «Мать»:

Несколько телеканалов, которые финансировали наш проект заранее, будут его, естественно, показывать. Швейцарское телевидение, немецкое, финское, французский канал «Арте». Запад только сейчас начинает с финнами работать и это хорошая возможность для России, особенно для питерцев. Еще мы получили от швейцарского Госкино на большое кино, то есть мы вынуждены делать большой прокат, переводить кино на пленку. Кстати, сделанное организаторами фестиваля разделение на кино без пленки и на пленке очень формально и условно, оно отражает отсутствие некого подхода к кино. Например, если бы мы вовремя перегнали фильм на пленку, то фильм «Мать» показывали здесь в большом конкурсе. Но, возвращаясь к прокату в Швейцарии, скажу, что мы будем его показывать все-таки на цифре, в каких-то альтернативных залах. По поводу проката в России мы разговаривали с Мишей Синевым, и он считает, что можно устроить прокат в Москве и, наверное, еще в нескольких городах, и, конечно, продажа на DVD.              


Лида Канашова



Вернуться к списку