2–9 сентября 2018 года
Аккредитация
Template "" was not found.
Проводник
Пресса о нас
Фотоальбом
ГлавнаяАрхив фестиваля2008Статьи
Некоторые любят погорячее

Некоторые любят погорячее

22 Сентября 2008

Рецензия на фильм "Кипяток"
(реж. Татьяна Фирсова)

На фильм "Кипяток" собрался полный зал — все именитые гости фестиваля. Очень привлекательной оказалась реклама — стенд с кадрами, из-за которого шел пар. Но оправдала ли картина ожидания?
Фильм начинается с монохромного кадра закипающего прозрачного чайника. Сразу возникает мысль, что зрителя ждет нечто авангардное и неординарное. Но затем следует бытовая сцена обычного семейного обеда. Ч/б "незаметно" сменяется цветным изображением...

Среднестатистическая семья: "холодная война" жены и свекрови, страдающие от этого дети, индифферентный муж. Вдруг в жизни 32-летней женщины появляется неопытный и чистый юноша. Их накрывает лавина всепоглощающей любви. Родители молодого человека против. Казалось бы, традиционная история. Но дальше начинают разворачиваться страсти погорячее кипятка.
Во-первых, непонятно: молодой человек Люсик — из богатой семьи, или нужно поверить его словам про родных "не олигархов"? Интерьер его квартиры все время меняется: в кадре то окно панельной девятиэтажки, то холл с камином. Он ворует в продуктовом магазине, а главная героиня, кассир-продавец, помогает ему. За что и отправляется в тюрьму на два года, пожертвовав собой ради Люсика. Под влиянием матери он пытается отказаться от возлюбленной, но до конца не может.
И тут отец главного героя проникается чистотой и красотой души женщины и влюбляется в нее. А она отвечает ему взаимностью с той же силой, с какой когда-то любила его сына. Люсик обливает любовников кипятком. Мужчина возвращается в лоно семьи, а муж главной героини грозится убить её. И бедняжка остается одна на перекрестке, оглядываясь на деревья и не понимая — за что с ней так?

Поэтизация быта в "Кипятке" происходит исключительно за счет операторской работы. Теплый рисующий свет призван открыть красоту в домашних нарядах героини и оправдать адюльтер высоким чувством. Но проблема заключается в том, что очень зрелищный прием высветления фона холодными тонами в картине "Кипяток" раздражает почти так же сильно, как не прекращающаяся на протяжении всего фильма лирическая музыка, придающая каждому моменту возвышенное настроение. Авторы (режиссер и оператор) оказываются в очень глупом положении. Попытка оживить и одухотворить изображение с помощью искусственного освещения приводит к обратному результату. Неряшливо выставленный свет (в кадре заметно, где стоят приборы), отсутствие цветокоррекции сделали картинку искусственной, неживой, неприятной. Уже один такой сильный негативный фактор не позволяет адекватно воспринимать историю и сопереживать героям (а это — необходимое условие восприятия произведений такого рода), потому что визуальное воплощение выглядит комично.

Актерское исполнение в данном случае можно поставить в один ряд с операторской работой. Актеры играют в "Кипятке" откровенно плохо. Многочисленные крупные планы сослужили исполнителям плохую службу: сразу заметно натужное произношение заученного текста, которое совершенно не корреспондируется с наигранной трагичностью взглядов. Невольно вспоминается сериал "Простые истины", где актеры с преувеличенно удивленной или патетичной интонацией произносили заученный текст, глядя в одну точку. Единственный актер, которому повезло, — это исполнитель роли Люсика. Ему нужно демонстрировать деланное безразличие. Он может просто быть сдержанным, и исполнение не покажется бездарным наигрышем.

Глупые диалоги не позволяют сострадать героине, а просто показывают несостоятельность автора сценария. Мать Люсика с придыханием говорит его любовнице, когда та приходит в палату к обожженному кипятком отцу юноши: "Вся наша семья вам очень благодарна за все, что вы для нас сделали". Раньше Татьяна Фирсова писала сценарии к сериалам, и эта практика сильно отразилась на полнометражной картине. Это сквозит и в операторской работе — пленочное изображение очень напоминает сериальную "цифру", и в работе с актерами, о чем уже говорилось.

"Кипяток" входит, таким образом, в ряд фильмов с неадекватно накрученным сюжетом и псевдопоэтической картинкой: "12" (реж. Никита Михалков), "Собака Павлова", "Однажды в провинции" (оба — реж. Катя Шагалова). К сожалению, такие фильмы стали появляться в последнее время все чаще. Так, в картине "Однажды в провинции" бытовая история фактически раздувается до "фантастической". Невероятные последствия изначально простой истории мы наблюдаем и в фильме "12", и в "Собаке Павлова", и в "Кремне" (реж. Алексей Мизгирев). Можно вспомнить еще несколько названий, просто эти — наиболее известные зрителю. Чем объяснить рождение подобных сценариев в нашем кино — сейчас даже предположить невозможно. Время покажет.

Ирина Боричева


Ирина Боричева "Пресс-Шок"



Вернуться к списку